Выпуск 27  История игрушек  Кто был отцом Макса и Морица, или как появились комиксы?

А действительно, как появились комиксы? Мы к ним так привыкли, что уже не задумываемся об этом. Они встречаются почти во всех журналах и газетах, продаются отдельными книжками. Некоторые персонажи комиксов приобрели такую популярность, что их изображения можно встретить на детской одежде, игрушках и сувенирах, школьных письменных принадлежностях. Сюжеты комиксов охотно обыгрываются в рекламе.

Кто первый создал комиксы - сказать сложно. Но, безусловно, важнейшую роль в их появлении сыграл немецкий художник, график и поэт Вильгельм Буш (1832 - 1908 г.г.).

Творчество Буша сформировалось под влиянием стиля бидермайер, получившего расцвет в немецком и австрийском искусстве в 1815 - 1848 г.г. как реакция на помпезный академический стиль. Бидермайер воспевал (правда, не без иронии и юмора) незамысловатые радости и привязанности бюргеров, их любовь к уюту и комфорту.

О популярности Вильгельма Буша можно судить по словам Йозефа Крауса, которыми он начинает свою книгу о художнике. Он пишет, что в любом немецком доме, где есть хотя бы Библия и кулинарная книга, непременно можно встретить издание Вильгельма Буша.

Профессионализм Буша был одинаково высок и как поэта, и как графика. Он был автором текстов и рисунков. В его историях, полных наблюдательности, острого юмора и безграничной изобретательности, запечатлены типы немецких обывателей, часто смешных в своих слабостях и заблуждениях. В изображении же глупости, ханжества, жадности, показного благочестия он бывал язвителен и беспощаден. Вильгельм Буш был первым из семи детей мелкого торговца Иогана Фридриха Вильгельма Буша. Вильгельм родился в 1832 г. в Видензале, маленькой деревушке недалеко от Ганновера. Хотя отец будущего художника не занимал высокого положения в обществе, ограниченным человеком он не был: в юности писал стихи, а своим сыновьям постарался дать хорошее образование.

Будущий художник учился сначала на механика в политехнической школе в Ганновере (1847 - 1851 г.г.), а затем в академиях художеств Дюссельдорфа (1851 - 1852 г.г.), Антверпена (1852 г.) и Мюнхена (1854 г.).

В 1858 г. он получил приглашение от Каспара Брауна сотрудничать с газетой "Летучий листок", а позднее, с 1871 - с "Мюнхенским лубком", для которых выполнил большое количество рисунков к юмористическим историям. Поначалу молодой художник делал рисунки к чужим текстам. Среди многочисленных работ В. Буша - большие циклы рисунков: "Макс и Мориц" (1865 г.), "Ганс Хукебайн, несчастный ворон" (1870 г.), "Святой Антоний Падуанский" (1870 г.), "Набожная Елена" (1872 г.), "Юлечка" (1877 г.), "Обезьяна Фиппс" (1879 г.), "Художник Кляксель" (1884 г.), "Видимость и реальность" (1909 г.) и многие другие.

Мировая литература знает много историй о мальчишках, об их наивном романтизме, жажде приключений, легкомыслии и проказах. Вспомним хотя бы Тома Сойера и Геккельбери Финна, Пиноккио, Нильса. Появившиеся в 1865 г. из- под пера В. Буша "Макс и Мориц " - двое неуёмных в своих часто небезобидных проказах мальчишек, встали в ряд с этими незабываемыми образами.

От сорванцов доставалось всем - родителям, няньке, кухарке, соседям, пекарю, и особенно учителю. В своих шалостях Макс и Мориц неутомимы и изобретательны. То они крадут кур через дымовую трубу со сковороды у вдовы Больте, то подкладывают в постель дядюшке Фрицу жуков, то подсыпают порох в курительную трубку учителю, то во время купанья умудряются перевернуть ванну с водой, то забираются к пекарю, чтобы полакомиться булочками, то мстят своим обидчикам.

Художник, словно и сам заражаясь их шалостями, с удовольствием разворачивает похождения сорванцов перед зрителем в серии эпизодов. Буш необыкновенно изобретателен в построении сценок: кувырки, взрывы, пинки, брызги, летящая кувырком мебель и посуда, падения в болота и лужи, чернильные кляксы… Всего не перечесть. А какое богатство типажей! А какое разнообразие выражений физиономий!

Если мальчишки у Буша бывали достаточно злыми в своих проделках, то и взрослые персонажи - далеко не ангелы и не всегда заслуживают безоговорочного одобрения. Макс и Мориц, ставшие самыми знаменитыми персонажами художника, принесли Бушу мировую известность. Первая отдельная книга их историй была опубликована в 1865 г. Каспаром Брауном. В дальнейшем книга об этих сорванцах была переведена на сорок языков мира. При этом следует заметить, что персонажи и их поступки так живы и выразительны, что даже не владеющий немецким языком читатель без труда понимает смысл происходящего.

Первый перевод Буша на русский язык был осуществлен в 1890 г. - "Веселые рассказы про шутки и проказы". В 1937 г. вышел сделанный Даниилом Хармсом, известным мастером игр в стихах и литературного розыгрыша, вольный перевод "Плих и Плюх" (М.-Л., "Детиздат"), позднее перевод некоторых историй Буша выполнила Ю. Мориц.

Озорные персонажи художника постоянно вдохновляют режиссеров на постановки с проделками мальчишек, они часто появляются в качестве героев рекламы. Ведь их знают так хорошо и принимают как старых знакомых!

Человек с таким ироничным взглядом на жизнь, каким был Буш, не мог обойти в своем творчестве критику церкви. Этой теме посвящены остросатирические истории: "Святой Антоний Падуанский", "Набожная Елена" и "Патер Фелуциус". Религиозное ханжество в этих историях осмеяно сполна: Елена пришла к показному благочестию в конце жизни, Антоний Падуанский даже на небо вознесся со своей неразлучной свиньей, а иезуит Фелуциус, холодный циник, откровенно смешон и противен.

Об истории с Антонием Падуанским следует рассказать отдельно. По легенде этот святой-пустынник подвергся искушению нечистой силой. Сюжет этот часто встречается в изобразительном искусстве с эпохи Средневековья до наших дней. Картины на этот сюжет есть у И. Босха, М. Шонгауэра и других художников. Однако в изложении Буша история Антония Падуанского настолько переходит границы религиозной терпимости, что даже временно была запрещена.

Буш сам никогда не был женат. Его язвительность распространялась и на "семейные радости". Эта тема проходит через многие его серии. К ним относится и история семейства Кнопп. Она представляет собой трилогию: "Приключения холостяка" (1875), "Господин и госпожа Кнопп" (1876), "Юлечка (1877)". Трилогия уже содержит многие черты комикса: она не только построена на картинках с короткими текстами, но имеет продолжение, рассказывает о двух поколениях одного семейства. Если ранние иллюстрации художника были похожи на картины, то позднее графические решения стали более экономными, что тоже характерно для комиксов. Буш охотно вводил в сцены изображения животных, которые дополняли характеристики персонажей и своим поведением добавляли сценкам комизм. Есть у него и целые серии приключений животных. Это уже названные "Плих и Плюх" (1882), "Обезьяна Фиппс" (1879), "Ханс Хукебайн, несчастный ворон" (1870), "Петушиный бой", "Месть слона".

Среди его произведений следует отметить также "Естественно-научный алфавит". Что-то подобное мы помним у С. Я. Маршака "От А до Я". Но у Буша, обратившегося к этой теме раньше, животные, представляющие буквы, попадают в смешные и глупые ситуации, благодаря чему хорошо запоминаются. Буш создал свою ироническую версию некоторых немецких сказок - "Ханзель и Греттель", "Храбрая Ленхен", "Мешок и мыши", "Две сестры", "Мальчик с пальчик" и другие.

Как живописец Буш известен значительно меньше, хотя написал около 1000 картин. Он испытал влияние голландских живописцев: П. П. Рубенса, А. Броувера, Д. Тенирса и Ф. Хальса, писал он и в стиле старых голландских мастеров. К литературному наследию Буша относятся ироническая проза и стихи - "Критик сердец" (1874 г.), автобиография "От меня - обо мне".

С 1937 г. в Ганновере работает музей художника, где кроме постоянной экспозиции проходят временные выставки художников, работающих в области сатиры и юмора. Если вам попадется в библиотеке, книжном магазине или даже на фломаркте книжка этого замечательного художника, не проходите мимо. Вы получите истинное удовольствие от встречи с его персонажами!

Е. Чернецова, историк искусства (Таунусштайн)
Zeitschrift "Partner" № 70 (7) июль 2003
"Partner" © Dortmund (www.partner-inform.de)


Дизайн - Резников Артем